Остро стоит вопрос контроля индикативной стоимости (таможенная стоимость) и в корректном определении кода товара при таможенной очистке в Украине. Бывают ситуации, когда таможня неправомерно проводит эти контроли в связи с плотным графиком проверок, неопытностью (некомпетентностью) или по указанию «собрать налогов больше». При данных «инициативах на местах», эти запросы могут быть индикатором коррупции.
Поэтому, субъектам ВЭД и брокерам необходимо подходить к этому вопросу с внимательностью и настойчивостью, пытаться возвратить таможенных инспекторов в правовое поле, а не бездумно выполнять все капризы таможни, связанные с корректировкой таможенной стоимости.
Дальше мы предоставим примеры запросов таможни о истребовании дополнительных документов для проведения контроля индикативной стоимости (таможенной стоимости), статьи на нормы Таможенного Кодекса и комментарии к статьям, которые помогут поэтапно понять причины неправомерных запросов и нормы, благодаря которым можно не выполнять требования этих запросов.
То что вы видите в сообщении от таможни | Как в реальности звучат нормы закона | Комментарий |
Согласно части 1 статьи 320 Таможенного кодекса Украины формы и объемы контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины при таможенном оформлении, избираются таможнями (таможенными постами) на основании результатов применения системы управления рисками. | Статья 320. Виборочность таможенного контроля
1. Формы и объем контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины при таможенном оформлении, избираются на основании результатов системы управления рисками. 2. Формы и объем контроля, достаточного для обеспечения соблюдения законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела и международных договоров Украины, заключенных в соответствии с законом, после завершения таможенного оформления, определяются в порядке, установленном настоящим Кодексом. По требованию владельца товаров, в отношении которых определена форма и объем таможенного контроля, или уполномоченного им лица таможенные органы обязаны письменно сообщить об этом в течение часа, если другой срок сообщения не определено настоящим Кодексом. 3. Если в результате применения системы управления рисками не определено необходимости проведения таможенного досмотра товаров, транспортных средств коммерческого назначения, таможенное оформление и выпуск этих товаров, транспортных средств по решению таможенного органа могут быть осуществлены без предъявления указанных товаров, транспортных средств таможенному органу или с предъявлением, но без проведения их таможенного досмотра. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере государственной таможенного дела, осуществляет координацию деятельности государственных органов, осуществляющих контроль за перемещением через таможенную границу отдельных видов товаров.
|
Таможенному контролю (совокупности мероприятий) посвящен целый раздел Таможенного кодекса, а именно раздел IX. Из текста этого раздела и текста статьи 320 можно сделать единственный вывод – запрос дополнительных документов для определения таможенной стоимости ВООБЩЕ НЕ ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, а может быть лишь частью таможенного оформления. Наличие ссылки на эту полом в запросе неуместно с юридической точки зрения.
Статья 4. Определение основных терминов и понятий 24) таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке; 29) таможенные формальности – совокупность действий, подлежащих выполнению соответствующими лицами и органами доходов и сборов с целью соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственной таможенного дела;
|
Согласно части 2 статьи 361 Таможенного кодекса Украины органы доходов и сборов применяют систему управления
рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортных средств, документов и лиц, а также объема таможенного контроля. По таможенной декларации № 100270003/2014 / *** сработала система анализа рисков по истребованию документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров.
|
Статья 361.
.. 2. Органы доходов и сборов применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортных средств, документов и лиц, а также объема таможенного контроля.
|
В тексте данной части статьи 361нет ссылок на контроль таможенной стоимости. Использование этой статьи неуместно.
В сообщении инспектор ссылается на срабатывание системы анализа риска как основание для истребования документов согласно ч.3 ст.53 ТКУ. НО,ЕЩЕ РАЗ перечитываем НОРМЫ ЗАКОНА: 3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержащие расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары , декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию органа доходов и сборов обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы: Система рисков в статье 53 не упоминается и не может быть применена при определении таможенной стоимости.
|
Поэтому, в соответствии с ч.3 статьи 53 Таможенного кодекса Украины декларанту, путем направления электронного сообщения предложено в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:
– Транспортные (перевозочные) документы, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров (в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Украины от 24.05.2012 № 599 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18.06.2012 за № 984/21296); – Выписку из бухгалтерской документации; – Лицензионный или авторский договор покупателя, касается оцениваемых товаров и является условием продажи оцениваемых товаров; – Каталоги, прайс-листы производителя товара; – Копию таможенной декларации страны отправления; – Вывод о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленный специализированной экспертной организацией; – Информацию биржевых организаций о стоимости товара или сырья; – Другие документы для подтверждения таможенной стоимости товара (по желанию декларация ”
|
Статья 53. Документы, представляемые декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости
1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, одновременно с таможенной декларацией декларант подает органа доходов и сборов документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод ее определения. 2. Документами, подтверждающими таможенную стоимость товаров, являются: 1) декларация таможенной стоимости, подается в случаях, определенных в частях пятой и шестой статьи 52 настоящего Кодекса, и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых производился расчет таможенной стоимости; 2) внешнеэкономический договор (контракт) или документ, который его заменяет, и приложения к нему в случае их наличия; 3) счет-фактура (инвойс) или счет-проформа (если товар не является объектом купли-продажи); 4) если счет оплачен, – банковские платежные документы, касающиеся оцениваемого товара; 5) при наличии – другие платежные и / или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара и содержащие реквизиты, необходимые для идентификации ввезенного товара; 6) транспортные (перевозочные) документы, если по условиям поставки расходы на транспортировку не включены в стоимость товара, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров; 7) копия импортной лицензии, если импорт товара подлежит лицензированию; 8) если осуществлялось страхование, – страховые документы, а также документы, содержащие сведения о стоимости страхования. 3. В случае если документы, указанные в части второй настоящей статьи, содержащие расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары , декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию органа доходов и сборов обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) такие дополнительные документы:
|
Как видно из текста статьи 53 она является специальной по-отношению к контролю таможенной стоимости. Именно ее предписаниям нужно пользоваться при процедуре контроля таможенной стоимости.
В ч. 2 предусмотрено представление ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО перечня документов, подтверждающих таможенную стоимость. В ч. 3 предусмотрено представление дополнительных документов в случае, если представленные согласно п. 2 документа содержат расхождения, имеющиеся признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары. Итак, снова запрос является незаконным. О чем и возможно уведомить таможенный орган в произвольной форме письмом с указанием нарушений путем пересылки в ответ на такой запрос.
|